Вот и наступила долгожданная весна. Красавица Ока освободилась ото льда, и совсем скоро спустят речные суда на воду и река оживет.
Еще в конце XIX в. началась история пароходства в городе Касимове, когда зажиточный крестьянин села Ерахтур Касимовского уезда Рязанской губернии Качков Александр Викулович, вскладчину с елатомским купцом Алексеем Петровичем Самгиным в 1871 г. заказали на заводе Гакса в Кунгуре Пермской губернии пароход «Дмитрий Донской» и открыли в 1872 г. первую навигацию между Касимовым и Рязанью. Затем, через некоторое время, на том же заводе заказали второй пароход – «Касимов». Это были однопалубные пароходы с пассажирскими местами 1-го и 2-го классов в корпусе судна и 3-го класса в кормовой части. А в 1889 г. по инициативе А. В. Качкова учредилось "Товарищество по Оке". В его состав кроме А. В. Качкова, А. П. Самгина и Бородачева вошли касимовский купец первой гильдии К. К. Штейерт, Н. В. Кленов и муромский купец Н. В. Зворыкин.
В 1901 г. товарищество распалось, и в 1902 г. учреждается «Пароходство по р. Оке А. В. Качкова», которое функционировало под фирмой «Потомственный почетный гражданин А. В. Качков». Вот так началась история пароходства хозяина Оки Александра Викуловича Качкова. В 1904 г. Александр Викулович скончался и был похоронен в Ерахтуре, а пароходство и винокуренный завод перешли его сыновьям Василию и Ивану, и действует под названием «наследники Качкова»
Некоторые качковские пароходы пережили национализацию флота и Великую Отечественную войну и еще долго радовали жителей Касимова своими гудками. А пароход «Елена» запомнился особенно. Это был одним из самых комфортабельных пароходов компании. Свое название он получил в честь жены Алексндра Викуловича. Вот как описывал его Андрей Иванович Фирсов в своем очерке «По Оке» 1907 г. во время путешествия: «У правого берега у пристани стоял красивый белый пароход «Елена», на который меня перевез лодочник. «Елена» – новейший пароход «Пароходного общества наследников А.В. Качкова» – совершал лишь третью навигацию. Пароход американского типа, с электрическим освещением, хорошеньким салоном, с прекрасно отделанными каютами. Кухню на нем держит касимовский татарин и держит ее, надо сознаться образцово: такой кухни не имеют даже некоторые из лучших волжских пароходов.» В 1917 г. пароход был переименован в «Иуда Маккавей», а в 1932 г. стал называться «Григорий Пирогов».
Сегодня судить о том такая размеренная жизнь была у наших бабушек можно, если, например, сравнить, сколько затрачивали времени на путь от Москвы до Касимова на пароходе. Еще в 60-е годы XX века чтобы добраться от Москвы до Касимова на пароходе приходилось затратить три дня! А сегодня, на автобусе этот путь составляет 6 часов. Возникает вопрос, а не слишком ли быстро мы живем?